Методическая копилка
Тревожные дети
Тревожность — это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают. Тревожность является устойчивым состоянием. Тревожность проявляется всегда, в любом виде деятельности. Когда человек боится чего- то конкретного, мы говорим о проявлении страха.
У детей 1-3 лет — страхи неожиданных звуков, ночные страхи.
В 3-5 лет — страхи одиночества, темноты, замкнутого пространства.
В 5-7 лет — страх смерти.
Каждому ребенку присущи страхи, но если их очень много — это проявление тревожности.
Причины:
- Нарушение детско-родительских отношений.
- Тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:
- Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и школой (детским садом).
- Неадекватными требованиями (завышенными).
- Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение.
Тревожность во многом зависит от окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передается ребенку. Интересен факт, что после развода родителей уровень тревожности ребенка увеличивается. Тревожность возрастает и в том случае, если родители неудовлетворенны своей работой, жилищными условиями, материальным положением. Может быть, и поэтому число таких детей в наше время неуклонно растет. Также одна из причин высокой тревожности — авторитарный стиль родительского воспитания.
Тревожность может быть сопряжена с неврозом или другим психическими расстройствами. В этих случаях — помощь специалистов.
Портрет тревожного ребенка.
Тревожных детей отличает чрезмерное беспокойство, часто ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, очень самокритичны. Уровень их самооценки низок. Они думают, что хуже других во всем, что они некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах. Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание.
Как выявить тревожного ребенка.
- Наблюдения за ребенком во время обучения и свободной деятельности, в общении с другими детьми.
- Чтобы понять ребенка, узнать чего он боится, можно заполнить бланк опросника. (Шпаргалка для взрослых. — с.101).
Как помочь тревожному ребенку.
Работа проводится в трех направлениях:
- Повышение самооценки.
- Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.
- Снятие мышечного напряжения.
- Повышение самооценки.:
- Обращение к ребенку по имени;
- Похвала за незначительные успехи (искренняя);
- Участие в играх в кругу («Комплимент», «Я дарю тебе...»);
- Оформление стендов «Звезда недели», «Цветик — семицветик».
- Обучение ребенка умению управлять своим поведением:
Тревожные дети не сообщают своих проблем открыто. Поэтому желательно привлекать ребенка к совместному обсуждению проблемы. Поговорить с детьми сидя в кругу, об их чувствах и переживаниях. Желательно, чтобы каждый ребенок сказал, чего он боится. В этом случае тревожные дети осознают, что у многих сверстников существуют проблемы. Сравнение детей друг с другом категорически недопустимо. Желательно избегать таких состязаний и видов деятельности, которые принуждают сравнивать одних детей с другими. Если у ребенка проявляется тревога при выполнении заданий — не проводить работ, учитывающих скорость. Таких детей следует не в начале и не в конце занятия, а в середине. Нельзя подгонять и торопить их. Обращаясь к тревожному ребенку, установите с ним контакт глаз. Учить выражать словами свою тревогу и страх. Необходимо повторять с ребенком многократно ситуации, которые его волнуют. С тревожными детьми необходимо проведение психогимнастических упражнений, рисование своего страха, эмоций, применение ролевых игр, игры на телесный контакт, упражнения на релаксцию, техника глубокого дыхания, массаж.
Работа с родителями.
- Родители должны ежедневно отмечать успехи ребенка, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи.
- Необходимо отказаться от слов, которые унижают достоинство ребенка (осел, дурак).
- Не требовать у ребенка извинения за тот или иной поступок.
- Снизить количество замечаний.
- Нельзя угрожать детям невыполнимыми наказаниями («Замолчи, а то рот заклею! Уйду от тебя!»).
- Больше разговаривайте с детьми, помогайте им выражать свои мысли и чувства словами.
- Ласковые прикосновения родителей помогают приобрести чувство уверенности.
- Поощрения и наказания должны быть последовательны.
- Выполнять вместе с ребенком упражнения на релаксацию.