МБДОУ №7
 

Что меня радует и что огорчает в моем ребенке

Упражнение для родителей

Цель: знакомство с понятием «принятие» ребенка, особенностями принимающего и непринимающего по­ведения родителя.

Заполнить таблицу.

Что меня огорчает в моем ребенке

Что меня радует в моём ребёнке

1.

1.

2.

2.

...

...

...

...

Можно предложить заполнение этой таблицы и другим членам семьи.

Обсуждение: обмен мнениями, впечатлениями, чувствами, которые вызвало выполнение этого задания. Каждый родитель рассказы­вает о своем содержании таблицы. Психолог задает вопрос ро­дителям о том, какую часть таблицы им было труднее заполнить, где у них получилось больше записей.

Психолог также обращает внимание на свя­занность некоторых характеристик ребенка из левой и правой частей таблицы, на то, что продолжением досто­инства ребенка часто являются его недостатки. Бывает, что предпочитаемые особенности ребен­ка тесно связаны, как две стороны одной медали, с теми качествами, которые родителям не нравятся (лю­бознательный — увлекающийся).

Информационная часть. Психолог рассказывает о зонах принятия и от каких ситуаций, свойств родителя и личност­ных качеств ребенка зависит изменение соотношения зон принятия и непринятия. Совместно с родителями нахо­дятся те факторы, от которых зависит принятие или, наоборот, непринятие ребенка.

Родителям рассказывают, что значит «язык принятия» и «язык непринятия», и о том, что означают:

  • оценка поступка («Мне жаль, что ты не поделился с сестрой игрушками») и оценка лич­ности («Ты очень жадный мальчик»);
  • временный язык (" Сегодня у тебя это зада­ние не получилось «) и постоянный язык (» У тебя никогда ничего не получается как следует«);
  • невербальные проявления «языка принятия и непринятия» (улыбка, взгляды, жесты, интона­ции, позы).

Совместно с родителями составляется список элементов «языка принятия» и «языка непринятия», по ходу дискуссии проясняя представления родителей о принятии и непринятии. Родители как бы отвечают на вопрос: «Как ребенок узнает, что мы принимаем или, наоборот, не принимаем его?»

Родителям предлагаются фразы для тренировки «языка принятия», они могут быть связаны с конкретными проблемами, которые стоят перед ними. Вот примеры таких наиболее типичных высказываний. В скобках приво­дятся варианты ответов на «языке принятия».

  • Тебе все можно, а мне ничего нельзя. (Да­вай поговорим, чего бы тебе хотелось, меня очень расстраивает, что ты так считаешь.)
  • Не надену куртку, даже если холодно. (Мне не хотелось бы, чтобы ты простудился, а куртка тебе нравится?)
  • Почему я должна выносить ведро? (У каж­дого из нас есть свои обязанности по дому, ты уже достаточно взрослая, чтобы тоже их иметь.)
  • He буду ложиться спать. (Да, наверное, тебе хочется еще поиграть, но уже поздно. Сколько времени тебе надо, чтобы подготовиться ко сну?)
  • Мама, купи... (Мне очень хочется купить эту вещь, но у меня нет денег)

У каждого родителя сущест­вует определенная сфера (или зона) его принятия ре­бенка и сфера непринятия. То, какая сфера больше представлена в отношениях с ребенком, на самом деле зависит от многих факторов. Их условно можно разделить на три группы:

  1. личность родителя (его характер, темпера­мент, ожидания к ребенку, стереотипы и уста­новки в воспитании, собственный детский опыт и отношение к родителям и т. д.);
  2. личность ребенка (его воспитуемость, бо­лезненность, способность к научению, интеллект, активность, нарушения психики и т. д.);
  3. особенности ситуации (присутствие других людей, ситуация экзамена, проверки каких-то знаний, появление новых членов семьи и т. д.).

Соотношение этих сфер может ме­няться в зависимости от разных условий. Например, в ситуации посещения гостей мать более внимательна к поведению сына за столом, чем дома, и зона ее непринятия расширяется за счет попадания туда тех дейст­вий ребенка (например, облизывание пальцев), на ко­торые дома она не обращает никакого внимания.

Одним из критериев диагностики собственного от­ношения к ребенку в аспекте принятия может стать то, насколько быстро и легко заполнялась графа «Что меня огорчает в моем ребенке». Если родителю легко перечислять недостатки ребенка, но трудно вспоминать его досто­инства, то вряд ли можно назвать его принимающим. Однако даже те родители, которые отнесли себя к та­ковым, далеко не всегда могут показать ребенку свое принятие. Принятие должно быть продемонстрирова­но. Именно поэтому очень важно научиться говорить на «языке принятия».